23 мая 2017, вторник

Вопрос-ответ

Энергосервисные контракты

  1. Мы, управляющая компанию, хотим заключить энергосервисный контракт. Более половины собственности находится под контролем муниципалитета. Необходимо ли для заключения данного контракта получить согласие каждого собственника?

    Да, в данном случае необходимо согласие всех собственников.

  2. Может ли муниципальное предприятие, имеющее на балансе муниципальное имущество, выступать в роли заказчика в энергосервисном договоре?

    Муниципальные предприятия могут заключать энергосервисные договоры (контракты).
    Следует обратить внимание, что особенности размещения заказа на энергосервис для нужд заказчиков установлены в главе 7.1 Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

  3. Посоветуйте, пожалуйста, возможные варианты источников софинансирования закупок энергосберегающего оборудования муниципалитетами и бюджетными организациями? 

    В качестве одного из возможных источников средств на реализацию энергосберегающих мероприятий является энергосервисные контракты. Энергосервисные контракты (договоры) позволяют физическим и юридическим лицам достичь экономии энергоресурсов без вложения собственных средств, за счет средств энергосервисной компании. Оплата по энергосервисному контракту - часть стоимости сэкономленных ресурсов.
    Допускается применение энергосервисных договоров (контрактов), совмещенных с договорами поставки энергоресурсов (для всех, кроме государственных и муниципальных заказчиков).
    Кредитование энергосберегающих мероприятий на предприятиях попадает под финансирование обычных инвестиционных проектов. Специализированных учреждений, занимающихся кредитованием энергосбережения, пока нет. 

  4. Каков алгоритм заключения энергосервисного контракта?

    Алгоритмы заключения энергосервисных контрактов во многом схожи. Чаще всего процесс заключения такого договора представляет собой «треугольник взаимоотношений» возникающих между заказчиком, энергосервисной компанией (ЭСКО) и финансовой организацией.
    В качестве примера алгоритма заключения энергосервисного договора могут послужить следующие этапы: определяется текущее потребление энергоресурсов (возможно проведение экспресс-энергоаудита). Далее происходит определение величины экономии и сроки окупаемости энергосервисного контракта. Затем осуществляются действия по поиску источника финансирования энергосберегающих мероприятий, и, наконец, заключается энергосервисный контракт.
    Этапы заключения энергосервисного договора могут варьироваться, как и количество участников данного договора, поэтому за более подробной информацией следует обратиться в саму энергосервисную компанию.
    Также рекомендуем Вам обратиться к гл. 5 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также к Постановлению Правительства РФ от 18 августа 2010г. №636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис".

  5. Можно ли заключить энергосервисный контракт на 1 год если инвестор не получит дивидендов?  

    Энергосервисный договор, в соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", должен отвечать некоторым требованиям. 
    Рекомендуем Вам ознакомиться с указанной статьей Закона, а также обратиться за консультацией в энергосервисную компанию, после чего Вы сможете определить, на каких условиях может быть заключен энергосервисный контракт с Вашей организацией.
    Однако, стоит отметить, что суть энергосервисного контракта заключается в том, чтобы срок заключения энергосервисного контракта не был менее срока окупаемости реализованных энергосберегающих мероприятий.

  6. Большинство наших торгово-офисных помещений занимают арендаторы, которые оплачивают счета за электроэнергию непосредственно сбытовой компании. Мы хотим снизить электропотребление за счёт внедрения энергосберегающего оборудования. Однако арендаторы станут меньше платить за потребленную электроэнергию. И, соответственно, нам станет это не выгодно. Как окупить вложенные средства?  

    Одним из вариантов решения данной проблемы может стать перезаключение договоров с арендаторами (или составление дополнительных соглашений к уже существующим договорам) и включение энергетических ресурсов в счёт оплаты арендуемых площадей (как правило, в офисных зданиях так и происходит, так как невозможно вести раздельный учёт). Таким образом, вы начнете самостоятельно оплачивать счета за потреблённые энергетические ресурсы. 
    После внедрения энергосберегающего оборудования расходы на оплату энергоресурсов снизятся, а ваши арендаторы будут продолжать платить вам фиксированную стоимость по договору аренды.

  7. Чем отличается энергосервисный контракт от перфоманс-контракта?

    Энергосервисный контракт (в контексте энергосбережения) является тем же самым, что и перфоманс-контракт.

  8. Как рассчитать экономию энергетических ресурсов при проведении энергосберегающих мероприятий?

    В конце 2011 года Приказом Минэкономразвития России № 591 был утвержден Порядок определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях. Данный Порядок предназначен для расчета 3% снижения потребления энергетических ресурсов в год государственными (муниципальными) учреждениями. Однако он также может быть использован для расчет экономии энергетических ресурсов в результате реализации энергосервисных мероприятий в сопоставимых условиях.
    Для этих целей также может быть использован Порядок учета факторов, влияющих на объем потребления энергетического ресурсов, приведенный Приложении № 6 к проекту примерного государственного контракта на энергосервис, размещенного на официальном сайте Минэкономразвития России.
    При этом в международной практике широко применяются следующие руководства по измерению и верификации достигнутой экономии энергетических ресурсов:
    1. The International Performance Measurement and Verification Protocol (IPMVP, Международный протокол измерения и верификации эффективности), доступен на сайте www.evo-world.org. В настоящее время подготовлена версия документа на русском языке, которая в скором времени будет доступна для скачивания.
    2. Federal Energy Management Program (FEMP) M&V Guideline (Руководство по измерению и верификации Государственной (федеральной) программы энергетического менеджмента США), доступен на сайте www1.eere.energy.gov.
    3. ASHRAE 14-2002 Guidelines on Measuring Energy and Demand Savings (Руководство по измерению экономии энергии и спроса), доступен на сайте www.ashrae.org (платно).

  9. Каким образом устанавливается цена энергосервисного договора (контракта) при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд?

    Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на энергосервис определяется с учетом фактических расходов, понесенных заказчиком по контрактам на поставки соответствующих видов энергетических ресурсов за прошлый год, и не может превышать указанные расходы. В соответствии с частью 3 статьи 561 Закона № 94-ФЗ также необходимо указание одного из следующих условий:
    1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту на энергосервис;
    2) подлежащий уплате исполнителю по контракту на энергосервис фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер такой экономии в денежном выражении;
    3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент такой экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту на энергосервис.

  10. Может ли бюджетное учреждение заключить энергосервисный договор, предусматривающий техническое перевооружение здания учреждения, срок действия которого составляет 5 лет?

    В настоящее время из числа государственных и муниципальных заказчиков выделены, так называемые, иные заказчики – бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. При этом из числа государственных, муниципальных нужд выделены нужды бюджетных учреждений. 
    Согласно части 1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет. В Законе № 94-ФЗ также приведены исключения из этого правила, в число которых энергосервисные договоры не входят. 
    Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать иные виды гражданско-правовых договоров бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, и сроки, на которые они заключаются. Однако соответствующий акт Правительства Российской Федерации пока не принят.
    Таким образом, в настоящее время правовые основания для заключения бюджетным учреждением энергосервисного договора, срок действия которого составляет более 3 лет, отсутствуют.

  11. На какой срок может быть заключен энергосервисный договор (контракт) в государственном и муниципальном секторе? Не нарушаются ли требования Бюджетного кодекса Российской Федерации о заключении контрактов строго в пределах выделенных лимитов?

    Действительно, в соответствии с частью 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Однако Законом № 261-ФЗ в часть 3 статьи 72 БК РФ были внесены изменения, которые позволяют государственным или муниципальным заказчикам заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты) на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. При этом согласно статье 19 Закона № 261-ФЗ срок действия энергосервисного контракта не ограничен, т.е. энергосервисный договор (контракт) может быть заключен на срок, необходимый для достижения величины экономии энергетических ресурсов. 
    Следует обратиться внимание, что особенности размещения заказа на энергосервис для нужд заказчиков установлены в главе 71 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 

  12. Существует ли рекомендованная форма энергосервисного контракта?

    Минэкономразвития России разработаны и размещены на официальном сайте данного федерального органа исполнительной власти (www.economy.gov.ru) проекты примерного государственного контракта на энергосервис услуг и примерной конкурсной документации на энергосервис. 
    Приказом Минэкономразвития России от 11 мая 2010 года № 174 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта (договора), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа)» утверждены примерные условия энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов. 
    Кроме того, в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление № 354) Минрегиону России было поручено в 5-месячный срок утвердить по согласованию с Минэкономразвития России примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
    В целях исполнения данного поручения при Минрегионе России была образована рабочая группа по вопросам применения энергосервисного контракта в соответствии с требованиями Закона № 261-ФЗ. Практическим результатом ее работы стали проект типового энергосервисного договора для применения в жилищном фонде и проект приказа Минрегиона России, которым утверждаются вышеуказанные примерные условия и который в настоящее время проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти.

  13. Что представляет собой энергосервисный договор (контракт)? 

    В соответствие с пунктом 8 статьи 2 Закона № 261-ФЗ под энергосервисным договором (контрактом) понимается договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Следует обратить внимание, что законодательная формулировка «осуществление исполнителем действий» предполагает, что энергосервисный договор относится к договорам оказания услуг.
    В мировой практике энергосервиса существуют различные основные модели энергосервисного договора(контракта), в частности: 
    1) разделение дохода от экономии (shared savings);
    3) гарантированная экономия (guaranteed savings) 
    2) быстрая окупаемость (first-out); 
    4) контракты полного обслуживания (chauffage);
    5) консалтинг с вознаграждением за экономию (success fee). 
    Формулировки энергосервисного договора (контракта), предусмотренные Законом № 261-ФЗ, с одной стороны не позволяют однозначно определить какой модели отдано предпочтение в России, с другой стороны это позволяет сторонам договорных отношений самостоятельно определить условия заключаемого энергосервисного договора, руководствуясь принципами свободы договора, личного интереса и иными нормами действующего законодательства.
    Обязательными условиями договора являются: 
    1) условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта); 
    2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта); 
    3) иные обязательные условия, установленные законодательством Российской Федерации.
    В соответствии со статьями 20, 21 Закона № 261-ФЗ предусмотрено три специальных вида энергосервисных договоров (контрактов), для которых устанавливается специальное правовое регулирование: 
    1) государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
    2) энергосервисные договоры (контракты), направленные на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества; 
    3) договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта).
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 года № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» утверждены требования к условиям контракта на энергосервис и детализированы особенности определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис.

  14. Я хочу заключить энергосервисный контракт, куда я мне обратиться?

    Если вы хотите заключить энергосервисный контракт, то Вам следует обратиться в специализирующуюся на этом организацию и договориться о возможности выезда специалиста на предприятие, консультационных услугах, которые могут быть оказаны.

  15. Каков порядок оформления энергосервисных договоров (контрактов) на жилые дома?

    Энергосервис оформляется согласно энергосервисному контракту. Требования к энергосервисному контракту отражены в Постановлении Правительства от 18 августа 2010г. №636.

  16. На каких товарах и услугах можно сэкономить, заключая энергосервисные контракты?

    Заключать энергосервисные договоры можно на следующие виды товаров и услуг:
    -поставки электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии;
    -услуги водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (кроме услуг по реализации сжиженного газа);
    -услуги подключения/присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым тарифам. При этом энергосервисный контракт заключается отдельно от указанных договоров.

  17. Что является предметом энергосервисного контракта?

    Предметом энергосервисного контракта (ЭСК) является реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности использования любых видов энергоресурсов и энергосбережения на предприятии.

  18. Какие дополнительные условия может содержать энергосервисный контракт?

    Помимо обязательных условий, в энергосервисный контракт могут быть включены следующие опциональные положения:
    • условие об обязанности Исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного (контракта) согласованные сторонами режимы использования энергоресурсов;
    • условие об обязанности Исполнителя установить и ввести в эксплуатацию счетчики расхода энергоресурсов;
    • иные определенные соглашением сторон условия.

  19. Как определяется начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта?

    Если срок исполнения энергосервисного контракта составляет 1 год и меньше, то начальная (максимальная) цена определяется как произведение фактического объема потребления Заказчиком энергоресурса за прошлый год и стоимости единицы энергоресурса, актуальной на дату объявления о проведении конкурсного отбора. Если Заказчик оплачивает энергоресурсы по нескольким различным ценам, то стоимость единицы энергоресурса определяется как средневзвешенная цена. Если срок исполнения контракта превышает 1 год, то цена контракта определяется как произведение фактического объема потребления энергоресурса за прошлый год, стоимости единицы энергресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта.

  20. Что должен содержать в себе пункт «Ответственность сторон» энергосервисного контракта?

    Контракт должен включать положения об ответственности Исполнителя, согласно которому за неисполнение им обязательства по достижению определенной в контракте доли размера экономии ему за каждый день просрочки начисляется неустойка/штраф/пеня. Также необходимо предусмотреть ответственность за неисполнение Исполнителем обязательства по обеспечению Заказчику надлежащих условий для осуществления текущей деятельности (в т.ч. предусмотренные санитарными, строительными и техническими правилами и нормативами). В случае неисполнения этого обязательства Исполнитель должен безвозмездно устранить выявленные недостатки и компенсировать убытки, причиненные Заказчику таким неисполнением.

Вопросы 1 - 20 из 32

Мероприятия

Май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Есть вопросы
по энергосбережению?

Задайте вопрос эксперту
или позвоните оператору
8 800 301 61 77