23 мая 2019, четверг

Справочно-информационный центр

Энергоаудит объектов федеральной собственности

Чтобы получить систему качественного энергообследования объектов федеральной собственности надо решить вопрос формирования цены этих услуг, создать стимулы для сотрудников бюджетной сферы и наладить «поточное производство» компетентных аудиторов.

Федеральный Закон № 261 от 23 ноября 2009 года определяет понятие энергетической эффективности как «характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта». Соответственно полезный эффект выражается количеством сбереженной или приобретенной при рациональном хозяйствовании полезной энергии. Другими словами и производители, и транспортировщики, и потребители должны постоянно заботиться о поддержании на максимально возможном уровне коэффициента полезного действия.

Времен Очаковских и покоренья Крыма

Проводя энергетические обследования федеральных государственных учреждений, аудиторские компании сталкиваются с рядом трудностей. При заключении контракта на проведение энергообследования необходимо определить стоимость работ. Но какими документами руководствоваться при составлении смет? Сегодня действуют временные руководящие указания по организации работ в сфере энергосбережения в управлениях госэнергонадзора, утвержденные еще в 1999 году. Этот документ устанавливает, в том числе примерную стоимость работ по обследованию предприятий для выявления возможных резервов экономии топливно-энергетических ресурсов, составления энергетического паспорта и пр. Ценник на выполнение работ составлен на основании Прейскуранта Минжилкомхоза РСФСР № 26-05-204-01, книга вторая «Наладка энергетического оборудования», с акцентом на выполнение энергосберегающих мероприятий и Прейскуранта № 06-05-45, книга вторая «Оптовые цены на ремонт и наладку электроэнергетического, энерготехнологического оборудования и средств измерений, выполняемые предприятиями Минхимнефтепрома СССР». Обе упомянутые книги были изданы еще в 1990 году. Стоит ли говорить, что данные документы уже морально устарели и требуется разработка новых регламентов ценообразования в сфере проведения энергетического обследования (энергоаудита).

Одним из предлагаемых способов ценообразования в сфере оказания услуг по энергетическому обследованию является свободное установление стоимости с использованием рыночных механизмов. Однако, на наш взгляд, излишнее упование на рыночные механизмы губительно по отношению к идее № 261-ФЗ. Опыт участия в открытых аукционах говорит о том, что конкурсы на понижение цены способствуют не только созданию свободной конкуренции, особенно с учетом торгов на электронных площадках, но имеют и отрицательный эффект. Абсурдно низкая цена – это низкое качество выполнения работ, а то и полное их отсутствие. Надо ли говорить о том, что такая повсеместная практика неизбежно исказит действительную картину и в итоге объективная ситуация с энергопотреблением окажется не выявленной?

Заинтересовать бюджетника

Другой, на наш взгляд, нерешенной пока задачей является стимулирование работников бюджетной сферы к энергосбережению и повышению энергетической эффективности. И если, в общем и целом, все понимают и поддерживают усилия государства по экономии энергоресурсов, то вопрос создания экономических стимулов пока не решен. Полученная экономия энергоресурсов и налаживание рационального хозяйствования никак не увязаны с системой оплаты труда конкретного работника и федерального учреждения в целом. Одними силовыми методами эффективно решить поставленные упомянутым законом задачи невозможно. А значит, может потеряться существенная часть предполагаемого эффекта в деле ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности. Существенная часть предлагаемых (и наиболее доступных) мероприятий по увеличению энергоэффективности предполагает активное участие персонала организации или учреждения. Создание прозрачных, справедливых и всем понятных экономических стимулов ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности является важнейшей задачей государственных структур.

Человек, техника и программный комплекс

Не менее важными являются вопросы проведения энергетического обследования в условиях деятельности организаций и учреждений бюджетной сферы. В абсолютном большинстве случаев объекты обследований не оборудованы современными узлами учета, что затрудняет работу по энергетическому обследованию. Тяжело решаются задачи по анализу проектной документации, так как порой такую документацию разыскать невозможно. Объекты часто меняли собственника и в процессе неоднократных передач бумаги попросту терялись. В таких случаях много или почти все зависит от компетенции энергоаудитора. Компании, имеющие опыт проведения энергообследований, располагающие современным оборудованием, методическим и технологическим обеспечением могут выполнять работы с высоким качеством. В связи с этим, особо подчеркнем важность применения, уже на стадиях первичного снятия информации, современных аппаратно-программных информационно-вычислительных комплексов, современных приборов, позволяющих легко адаптироваться и встраиваться в системы обработки информации на более высоких иерархических уровнях контроля за эффективностью потребления энергоресурсов.

Решение обозначенных нами задач создаст хорошие предпосылки качественного и эффективного решения задач, связанных с исполнением требований № 261-ФЗ.

Виктор Тоткайло, к.т.н. директор по развитию ООО «РОСПОЛЬ-ЭЛЕКТРО+»
Источник: Energyland.info

Мероприятия

Май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31