24 сентября 2017, воскресенье

Актуальность энергоаудита

Существует много методов повышения рационального использования энергетических ресурсов. Чем раньше предприятие начнет внедрять энергосберегающие технологии, тем быстрее оно ощутит положительный эффект от мероприятий.  Однако, первым шагом должно стать энергетическое обследование. Данный материал дает только самую сжатую информацию по энергоаудиту: цели, объекты, результаты и ответственность за несоблюдение требований к энергоаудиту.

Цели и задачи энергетического обследования

Энергетическое обследование – это сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Основные задачи энергоаудита:

  • независимая оценка фактического состояния энергопользования;
  • определение показателей энергетической эффективности;
  • выявление причин возникновения потерь топливно-энергетических ресурсов;
  • оценка потенциала энергосбережения;
  • разработка мероприятий для реализации выявленного потенциала энергосбережения с расчетом их стоимостной оценки;

Законодательные основы энергоаудита

Ниже дан краткий перечень нормативных актов, регулирующих энергетические обследование.

Федеральный закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 

Постановление Правительства РФ № 19 от 25.01.2011 «Об утверждении положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований»

Приказ Министерства Энергетики РФ № 182 от 19.04.2010 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленного по результатам обязательного энергетического обследования и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования»

Распоряжение Правительства РФ № 2446-р от 27.12.2010 Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»

Подробнее с Законодательством можно ознакомиться в соответствующем разделе.

Объекты проведения энергетического обследования

Закон об энергосбережении и энергоэффективности предусматривает энергетическое обследование административных зданий, сооружений и промышленных объектов, обследование многоквартирных домов, жилых и общественных зданий. Обязательное энергетическое обследование предусмотрено для следующих организаций:

  • органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
  • организации с участием государства или муниципального образования;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
  • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
  • организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
  • организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Проведение энергетического обследования зданий и сооружений является обязательным в следующих случаях:

  • энергетическое обследования зданий и энергоаудит сооружений сдаваемых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта (ФЗ 261 от 23.11 2009, глава 3, п. 11.3, 11.6, 11.8 и 12.2);
  • энергетическое обследования зданий и сооружений, подлежащих государственному строительному надзору.

Результаты энергетического обследования

Результатом энергетического обследования является не только отчет по результатам и сформированный энергетический паспорт с регистрационным номером, но и рекомендуемый список мероприятий повышения энергоэффективности. Требования к энергетическому паспорту и правила его предоставления в государственную информационную систему ГИС «Энергоэффективность» закреплены в Приказе от 19 апреля 2010 года №182.

Что еще является результатом энергоаудита организации:

  • Заключение и рекомендации по учету энергии и энергоресурсов на предприятии.
  • Заключение о техническом состоянии оборудования с рекомендациями по его безопасной эксплуатации.
  • Выявление нерационально используемого оборудования и подготовку рекомендаций по оптимизации режимов работы.
  • Выявление потерь энергии в результате эксплуатации неисправного и неотлаженного оборудования.
  • Выявление нарушений технических регламентов по обслуживанию и эксплуатации оборудования.
  • Расчет потенциала повышения энергоэффективности.
  • Подготовку проекта типовых мероприятий по энергосбережению.
  • Подготовку энергопаспорта предприятия и энергопаспорта на объекты, здания и сооружения.
  • Подготовку технического задания для заключение договора с энергосервисной организацией.
  • Подготовку разделов бизнес-планов, связанных с приобретением энергоэффективного и оптимального по энергопотреблению оборудования.
  • Оказание помощи по определению и подтверждению классов энергетической эффективности зданий и сооружений, применяемого оборудования.

Ответственность за несоблюдение требований по обязательному энергоаудиту

Законодательно предусматривается ответственность как за несоюблюдение сроков проведения обязательного энергоаудита, так и за несоблюдение требований о предоставлении копий энергетического паспорта.

  • несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования - штраф на должностных лиц от 10 до 15 тысяч рублей; на ИП - от 10 до 15 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 до 250 тысяч рублей;
  • несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - штраф на должностных лиц 5 тысяч рублей; на юридических лиц - 10 тысяч рублей.

Негосударственные предприятия оплачивают проведение энергоаудита из собственных средств, бюджетные организации финансируются за счет соответствующего бюджета. Подробнее о выборе подрядчиков вы можете прочитать в статье «Как выбрать энергоаудитора» или «Как организовать госзакупку», перечень организаций, имеющих право проводить энергетические обследования – смотреть в реестре СРО.


01.jpgАктуальность энергоаудита для бюджетных организаций 
Чтобы получить систему качественного энергообследования объектов федеральной собственности надо решить вопрос формирования цены этих услуг, создать стимулы для сотрудников бюджетной сферы и наладить «поточное производство» компетентных аудиторов. 

02.jpg

Актуальность энергоаудита для коммерческих организаций 
Энергоаудит – предпринимательская деятельность по проверке организации использования энергии и энергоресурсов предприятием и разработке мероприятий по оптимизации его энергозатрат. Аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. 

03.jpg

Актуальность энергоаудита промышленных предприятий 
Энергосистемы предприятия играют ключевую роль в производственном процессе, определяющую уровень качества и конкурентоспособность предприятия. Оптимизация работы энергетических систем уменьшает сумму энергозатрат, что в свою очередь благоприятно влияет на деятельность предприятия: повышается конкурентоспособность выпускаемой продукции, увеличивается прибыльность предприятия, высвобождаются дополнительные финансовые средства.