23 мая 2019, четверг

Справочно-информационный центр

Согреет ли бизнес россиян?

Основная задача государственной политики в области теплоснабжения — привлечь в эту сферу частные инвестиции. Но так ли охотно сам бизнес идет в эту сферу?

Эффективность не радует

Теплоснабжение — одна из ключевых составляющих жизнеобеспечения населения и экономики в целом. Прежде всего, несколько слов о текущей ситуации в сфере теплоснабжения. В структуре производства тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения практически 60 % приходится на котельные, а доля тепла источников когенерации составляет около 33 %.

В структуре потребления из систем централизованное теплоснабжения 58 % приходится на отопление и горячее водоснабжение населения, а на промышленное производство — порядка 25 %. Доля выработки в теплофикационном режиме снизилась за последние 20 лет с практически 34 % до 28 %. На сегодняшний день мы говорим о том, что доля мелких муниципальных котельных выросла почти на 20 %. Отсюда можно сделать вывод о том, что прошел процесс котельнизации.

Котельные сами по себе не могут быть эффективными из-за того, что имеют очень маленький коэффициент использования установленной мощности — максимум 13%, для больших котельных — до 18 %. На ТЭЦ этот показатель, естественно, больше, — примерно 30 %.

Если посмотреть на коэффициент использования топлива, то самые эффективные на сегодня источники в России имеют показатель 53 %. Этот тот показатель, к которому надо стремиться в регионах. Но за последние 20 лет прослеживается динамика снижения показателя с 57 % до 53 %. Надо понимать, что это не просто проценты, а громадные величины натурального топлива.

Существующие тепловые источники имеют большой избыток мощности. Тепловые мощности ТЭЦ загружены на 30 - 35 % от установленной мощности. Тепловые мощности котельных загружены в среднем на 15 % от установленной мощности.  

План действий

Озабоченное этой проблемой, Правительство РФ полтора года назад приняло план восстановления отрасли. Было выпущено Распоряжение «О плане действий по привлечению в ЖКХ частных инвестиций». И мы должны понимать, что без этих инвестиций ЖКХ на сегодняшний день не выживет.

Задача по этому распоряжению стоит так: до 2015 г. создать условия и передать муниципальные и региональные предприятия, занимающиеся ЖКХ, в долгосрочную аренду. Развитие территорий и организаций, которые работают на этих территориях, должно идти по принципу территориального планирования.

Основа всего — это план развития территории. На нем должен быть генеральный план размещения конкретных объектов, а под него составлены схемы. В нашем случае — схемы теплоснабжения. На их основе должны быть разработаны программы комплексного развития, а на их основе, в свою очередь, — инвестиционные программы. Новые мощности надо строить, понимая, какой за этим будет эффект, в том числе для потребителя.

По большому счету на сегодня органы местного самоуправления с задачей составления схем теплоснабжения не справляются. До декабря 2012 г. схемы теплоснабжения уже должны быть закончены и приняты на соответствующем уровне.

Пока, по состоянию на 1 апреля 2013 г., не больше 10 % муниципальных образований сделали схемы теплоснабжения, качество которых еще надо анализировать. На Федеральном уровне из 37 городов с населением более 500 тыс. жителей только один город — Новосибирск защитил в Минэнерго схему теплоснабжения.

Достигаемый эффект

Только за счет внедрения схем теплоснабжения планируется решить целый ряд задач. Эффективное распределение тепловых нагрузок в системах теплоснабжения содержит серьезный потенциал повышения энергоэффективности использования топлива в электроэнергетике и системах теплоснабжения нашей страны.

За счет перераспределения тепловых нагрузок от котельных, находящихся в зоне действия источников комбинированной выработки и (или) в пределах радиуса их эффективного теплоснабжения, достигается снижение потребления топлива, используемого для теплоснабжения потребителей.

Потенциал такого снижения, по оценкам экспертов, составляет, как минимум 20 млн тонн у.т. в год в целом по России. В стоимостном выражении — это 56 млрд руб. ежегодно. Потенциал экономии топлива может быть и выше. Для внедрения схем теплоснабжения необходимо создание единых теплоснабжающих организаций.

Челябинская ТЭЦ-2

Другие предложения

Что еще можно сказать о государственной политике? На сегодняшний день — одно из непременных требований — долгосрочное регулирование тарифов на срок не менее 3 лет. В этой части ответственность за принятие решений лежит на регулирующих органах.

Предполагается, что до 2022 г. в среднем темп роста платежей населения не должен быть выше 7 – 10 %. С учетом этого сегодня строятся прогнозы и ориентиры для тарифообразования. Очень большое внимание Правительство уделяет работе общественных организаций.

 августе 2012 г. выпущено соответствующее постановление Правительства. Его суть в том, что обеспечением нормативно-правового регулирования в отрасли должны заниматься и профессионалы, и общественные организации. Еще одно направление — взаимодействие с регионами.

В первую очередь федералы – регионы – муниципалитеты должны организовать такое сотрудничество, которое позволит им получать правильную информацию, обмениваться опытом и передовыми технологиями, совместно участвовать в нормативно-правовом обеспечении отрасли.

И главное — необходимо создать условия для привлечения инвестиций, сделать этот бизнес привлекательным, чего сегодня нет. Поэтому ряду регионов мы делаем предложение: объединяйтесь у себя на территории, определяйте организацию, которая будет у вас являться координирующим на территории, а мы со своей стороны готовы подставить вам плечо.

Василий Поливанов, ген. директор НП «Российское теплоснабжение» По материалам Всероссийского форума «Технологии энергоэффективности- 2013»

Источник: Energyland 

Мероприятия

Май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31