25 мая 2017, четверг

Справочно-информационный центр

Зачем нужна система энергетического менеджмента?

С учетом существующих политических и экономических условий для всех субъектов хозяйственной деятельности Российской Федерации наибольшую важность получают вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В настоящее время в Российской Федерации действует основополагающий документ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности – Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, а также ряд других подзаконных актов, введенных в действие министерствами, агентствами, регионами (например: Приказ Министерства энергетики России от 30 июня 2014 г. № 400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования»; Приказ Министерства энергетики России от 30 июня 2014 г. № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»; Приказ Министерства энергетики России от 04 февраля 2016 г. № 67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности». Практика применения данных документов демонстрирует положительный эффект, выражающийся в экономии объемов потребления топливно-энергетических ресурсов, за счет, например:

  • повышения уровня учета используемых топливно-энергетических ресурсов;
  • соблюдения требований по энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
  • проведения обязательных энергетических обследований;
  • выполнения мероприятий направленных на повышение энергетической эффективности, включенных в программу энергосбережения.

При этом не снижается острота проблем регионального энергетического комплекса технического характера:

  • недостаточно эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и высокий уровень износа энергооборудования (до 80% на некоторых энергетических объектах), необходимость выработки системы мер по строительству, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению инфраструктурных энергетических объектов;
  • значительные потери тепловой и электрической энергии при их производстве и передаче (до 40-50%);
  • энергодефицитность, что отрицательно сказывается на надежности и бесперебойности энергоснабжения, а также на возможности ввода новых объектов и привлечении в регионы крупных инвесторов;
  • высокая себестоимость производства тепловой энергии и соответствующие тарифы на тепловую энергию;
  • отсутствие резервов электрической и тепловой мощности на отдельных площадках и в муниципальных образованиях, что является сдерживающим фактором в привлечении стратегических инвесторов и социально-экономического развития регионов.

Наряду с проблемами энергосбережения и повышения энергетической эффективности технического характера, также следует отметить системный аспект рассматриваемого вопроса – переход от формальной деятельности по энергосбережению и повышению энергетической эффективности к неформальной, базирующейся на системном подходе и мотивации персонала на экономию топливно-энергетических ресурсов.

Мировой опыт свидетельствует о том, что действенным организационно-управленческим механизмом, нацеленным на планомерное и системное снижение объемов потребляемых топливно-энергетических ресурсов, является система энергетического менеджмента. Требования к системе энергетического менеджмента определены международным стандартом ISО 50001:2011 и национальным стандартом ГОСТ Р ИСО 50001-2012 (далее – ISO 50001), содержащими передовой опыт в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечивающими выполнение, в том числе беззатратных и малозатратных организационных мероприятий со значительным энергетическим эффектом, учет предприятиями интересов заинтересованных сторон.

СправочноПРИКАЗ от 30 июня 2014 г. № 400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» (в ред. Приказа Минэнерго России от 13.01.2016 № 6) содержит пункт 11 «Сведения о внедрении системы энергетического менеджмента».

Согласно сведениям, полученным от UNIDO (Организация ООН по промышленному развитию):

  • более половины потенциального повышения ресурсной эффективности и экономии издержек может быть получено путем улучшения практики управления без существенных капиталовложений;
  • большинство предприятий, внедривших систему энергетического менеджмента, снижают энергоемкость на 2-3% в год против 1% при работе «как обычно»;
  • компании, только начавшие внедрять систему энергетического менеджмента, могут экономить 10-20% от базового объема потребляемых топливно-энергетических ресурсов в течение первых 2-х лет.

Помимо прямого эффекта экономии топливно-энергетических ресурсов, о котором было сказано выше, внедрение системы энергетического менеджмента также влечет за собой получение следующих «косвенных» эффектов:

  • построение действенной системы непрерывных улучшений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. По сути дела, постоянное улучшение деятельности и повышения энергетической эффективности становится одной из стратегических целей компании, для чего разрабатываются и реализовываются различные инструменты реализации цикла постоянного улучшения, выстраивается многоуровневая система целеполагания в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • прозрачная и управляемая деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Обеспечивается детальная регламентация деятельности по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, четкое описание взаимодействий между подразделения компании, между компанией и заинтересованными сторонами, определяются ключевые показатели эффективности деятельности в области энергосбережения;
  • обученный и мотивированный на энергосбережение и повышение энергетической эффективности персонал. Реализуется многоступенчатый цикл обучающих семинаров персонала компании по вопросам энергетического менеджмента (в том числе, и по вопросам определения, оценивания эффекта и мониторинга мероприятий по энергосбережению), формируются межфункциональные рабочие группы по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности, выстраивается система мотивации персонала;
  • повышение имиджа и инвестиционной привлекательности компании. Обеспечивается за счет декларации компанией признания вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности одними из важнейших, а также сертификации системы энергетического менеджмента на соответствие требованиям стандарта ISO 50001 независимым органом по сертификации;
  • обеспечение устойчивого развития компании. Выражается в учете требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в процессе планирования инвестиций, обеспечении снижения уровня воздействий на окружающую среду за счет снижения уровня энергопотребления.

ФГБУ «РЭА» Минэнерго России по заказу Минэнерго России осуществляет системную деятельность по поддержке и продвижению системы энергетического менеджмента в Российской Федерации, а именно:

  • разработана методология, типовой стандарт и пакет типовых документов для построения системы энергетического менеджмента на предприятиях топливно-энергетического комплекса с учетом требований стандарта ISО 50001;
  • проводит мониторинг результативности внедрения и эффективности функционирования системы энергетического менеджмента на предприятиях топливно-энергетического комплекса и предприятиях - крупнейших потребителях энергетических ресурсов на территории Российской Федерации;
  • оказывает услуги по внедрению систем энергетического менеджмента на промышленных предприятиях и в энергетических компаниях России.

В настоящее время в рамках реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и разработки Концепции Государственной программы повышения энергетической эффективности в период до 2030 года рассматривается вопрос о внедрении системы энергетического менеджмента в государственных компаниях и компаниях с государственным участием, а также для акционерных обществ – крупнейших потребителей энергетических ресурсов, о чем свидетельствует ряд документов, выпущенных в 2016 году, а именно:

  • поручение Правительства России от 24 мая 2016 года № АД-П9-80пр, (протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича «О реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности») пункт 6 «Минпромторгу России, Минэкономразвития России с привлечением Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации представить предложения по возможности тиражирования в организациях опыта реализации проекта по энергосбережению Магнитогорского энергетического комбината, включая стимулирование внедрения на предприятиях систем энергетического менеджмента».
  • письмо Минэкономразвития России от 27.09.2016 № 29204-ее/Д07и «О предоставлении доработанного доклада о выполнении поручения правительства Российской Федерации» задача № 4 «…Меры направленные на повышение энергоэффективности в промышленности включают, в том числе внедрение стандартов и сертификация систем энергоменеджмента и организация подготовки специалистов и обеспечение им информационной поддержки».

Также обсуждается вопрос о необходимости внесения изменений в Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 261-ФЗ) об обязательном требовании со стороны государства о внедрении системы энергетического менеджмента для всех организаций, включенных в состав части 1 статьи 16 проекта ФЗ, с детализацией к порядку проведения энергетического анализа.

Кроме того, в целях комплексного анализа государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 г. № 1412 Минэнерго России осуществляет подготовку ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации, в который входит тематический раздел по энергоменеджменту: «Анализ функционирования системы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на корпоративном уровне на основании механизма внедрения системы энергетического менеджмента».

В государственном докладе прямо указывается, что достижение наибольшей результативности в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности может быть обеспечено только путем внедрения системы энергетического менеджмента на основе международного стандарта ISO 50001.

Так, результаты исследования внедрения системы энергетического менеджмента, проведенного в 2015-2016 годах, Минэнерго России совместно с ФГБУ «РЭА» Минэнерго России показывают, что компании, внедрившие систему энергетического менеджмента, демонстрируют лучшую динамику основных показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а именно, внедрение системы энергетического менеджмента позволяет экономить от 1,5 до 5% от первоначального уровня потребления топливно-энергетических ресурсов.

Справочно: Раздел 3.3.2. «Анализ внедрения системы энергетического менеджмента в корпоративном секторе» вошел в Госдоклад в 2015 и 2016 годах.

С учетом вышеуказанного можно сделать вывод, что внедрение системы энергетического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта ISO 50001 необходимо рассматривать в качестве одной из важнейших задач, способствующих реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Ряд крупных компаний Российской Федерации имеют положительный опыт разработки и внедрения системы энергетического менеджмента, соответствующей требованиям стандарта ISО 50001:2011, например: ГК «Росатом», ПАО «Россети», ПАО «ИНТЕР РАО», ОАО «АК «Транснефть», ПАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «СИБУР Холдинг», ОАО «НЛМК», ОАО «РЖД», АО «ОДК».

Так, в результате внедрения системы энергетического менеджмента компания НЛМК получила экономию 437 млн. руб. в течение 2014 г. за счет оптимизации стратегии закупок энергоресурсов, а также 800 млн. руб. в рамках проектов, направленных на повышение эффективности использования ресурсов и энергетического оборудования. Высокую оценку построенной системы энергетического менеджмента поставили Представители Британского института стандартов (BSI) подтвердив соответствие системы энергетического менеджмента группы требованиям стандарта ISO 50001.

После внедрения системы энергетического менеджмента в ОАО «Алтай-Кокс» в 2012-2013 годах улучшились основные показатели потребления энергетических ресурсов, в том числе: общее потребление коксового газа в 2013 году снизилось на 8,4% по сравнению с 2012 годом, потребление электрической энергии в 2013 году сократилось на 2,25% по отношению в 2012 году, потребление тепловой энергии в паре в 2013 году сократилось на 0,5% по отношению в 2012 году.

Внедрение и функционирование системы энергетического менеджмента в ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ», по данным управления энергетики данной компании, позволило достичь по итогам 2014 года экономию топливно-энергетических ресурсов в размере 376 млн. рублей.

Справочно: Система энергетического менеджмента ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» признана лучшей в России на форуме ENES в 2014 году.

Здесь может возникнуть вопрос, а может и без системы энергетического менеджмента данные компании достигали бы таких высоких показателей? Но данные полученные от ответственных представителей компаний указывают на общее улучшение деятельности по энергосбережению, что объясняется тем, что приняв решение и начав реализовывать на практике внедрение системы энергетического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта ISO 50001 руководство вышеназванных компаний, а затем и персонал стали заниматься вопросами энергосбережения более «глубоко», что и в конечном итоге привело к повышению энергетической эффективности деятельности данных компаний и улучшению основных показателей как в денежном, так и в натуральном выражении.

Далее остановимся более подробно на «типовых» организационных внутренних проблемах в области энергосбережения в компаниях топливно-энергетического комплекса и компаниях- крупных потребителях энергетических ресурсов, к ним можно отнести:

  • отсутствие/неизмеримость целей в области энергосбережения;
  • неэффективность сбора показателей для планирования, мониторинга и отчетности потребления энергоресурсов производственными подразделениями;
  • отсутствие методической базы для расчета показателей (индикаторов) энергоэффективности;
  • отсутствие/неэффективность методической базы по формированию и мониторингу программы энергосбережения;
  • «формальность» проведения обязательного энергетического обследования или неиспользование его результатов;
  • отсутствие внутренних проверок системы энергосбережения и, как следствие, отсутствие/неполнота аналитической базы (энергетического анализа) для корректировки программы энергосбережения в течение пятилетнего периода между проведением обязательного энергетического обследования;
  • «размытость» функций и ответственности по энергосбережению между структурными подразделениями компании;
  • неэффективность установленных индикаторов по энергосбережению;
  • отсутствие механизма выявления причин несоответствий или формальность его проведения;
  • низкая осведомленность персонала по вопросам энергосбережения и понимания своей роли в этой деятельности;
  • низкая мотивация персонала по улучшению энергоэффективности компании;
  • отсутствие организационных инструментов инициации и организации энергосервисных контрактов;
  • недостаточность методической базы обоснования мероприятий по энергосбережению, например установка приборов учета;
  • и др).

Для выявления и конкретизации организационного потенциала по улучшению целесообразно данные работы начинать с проведения диагностического обследования действующей системы управления (длительность от одного до двух месяцев).

Далее указаны «типовые» этапы внедрения системы энергетического менеджмента:

  • обучение (в течение всей работы);
  • разработка и внедрение документов системы энергоменеджмента (длительность от двух до пяти месяцев);
  • проведение внутренних аудитов (длительность от одного до трех месяцев);
  • проведение анализа внедренной системы энергоменеджмента со стороны руководства (длительность от одного до двух месяцев);
  • проведение сертификационного аудита, проводимого специализированной организацией (длительность от одного до двух месяцев).

В заключении нужно отметить, что средняя стоимость внедрения системы энергетического менеджмента консалтинговой организацией обойдется от полутора до трех млн. рублей, а расходы на сертификацию могут составить около одного пятисот тысяч рублей, эти цифры могут изменяться в зависимости от масштабов и специфики конкретной компании. 

Мероприятия

Май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Есть вопросы
по энергосбережению?

Задайте вопрос эксперту
или позвоните оператору
8 800 301 61 77